Краткая история домов на колесах
История караванинга, или мобильных путешествий, началась задолго до нашей эры. Первое упоминание относится к царице Клеопатре (69–30 гг. до н.э.), которая, будучи правительницей Египта, использовала так называемую «солнечную палатку», оснащенную всем необходимым для охоты на птиц.
Также в истории встречается упоминание о венецианском путешественнике Марко Поло (1254–1324 гг.), который передвигался в специально оборудованной «телеге со всеми удобствами». Эта телега передвигалась благодаря запряженным в нее быкам, а на стоянках рядом разворачивался большой шатер, напоминающий современные маркизы, увеличивая жилую площадь.
В древнем Китае император и богатые люди использовали специальные повозки-фургоны, предназначенные для длительных путешествий. Эти фургоны были одноосными и изготовлялись из легкой древесины.
Разумеется, люди всегда задумывались о том, чтобы использовать повозку в качестве передвижного дома. Первопроходцами в этом стали цирковые артисты, актеры и лицедеи, которые внесли значительный вклад в эволюцию повозки — от жилого прицепа до современного автодома.
В 1901–1902 годах компания «Panhard et Levassor», основанная Рене Панаром и Эмилем Левассором, производителями первых автомобилей, создала для себя караван, который буксировался автомобилем с двигателем мощностью 25 л.с. Свой жилой прицеп они оснастили всем необходимым для комфортного путешествия.
В это же время, на другом континенте, в Соединенных Штатах, автомобильное производство вышло на промышленный уровень, и к 1920-м годам появились первые автомобили, предназначенные для путешествий. Автомобильный туризм стал настолько популярным в Америке, что о нем начали писать журналы. Весь июльский номер журнала «Popular Science» в 1920 году был посвящен этому явлению. Тенденции караванинга того времени заключались в том, что путешественники брали с собой в дорогу много ненужных вещей. Прошло более 100 лет, но, по сути, с тех пор мало что изменилось.
В то же время появились первые интегрированные модели автодомов с кузовами различных модификаций: от традиционных домов с двускатной крышей до машин с необычным, порой странным дизайном. Продажи таких автодомов оставались невеликими, так как владение домом на колесах считалось модным, дорогим и престижным удовольствием. Однако к 1939 году производство этих автомобилей стало постепенно сворачиваться.
Большой вклад в развитие караваностроения внесла группа всемирно известных людей: Томас Эдисон, Генри Форд, Харви Фаерстоун и натуралист Джон Берроуз. Они ежегодно отправлялись в автопутешествия через всю страну — от восточного до западного побережья США. Эти поездки широко освещались в средствах массовой информации, что привлекло большое внимание к караванингу. Однако приобрести интегрированный автодом в то время было практически невозможно. В результате движение автопутешественников началось с энтузиастов, которые использовали собственные грузовые машины, оборудованные кухнями и спальными местами для дальних поездок по стране.
Кризис и Великая депрессия 1930-х годов практически уничтожили зарождающуюся в США отрасль караваностроения, и к началу Второй мировой войны она практически прекратила свое существование. Однако страсть к путешествиям не могла остановить энтузиастов. Когда стало слишком дорого строить автодома, и возможности для этого исчезли, популярность приобрели автомобильные палатки, устанавливаемые на крышу машины. В ответ на спрос небольшие компании начали производство подобных товаров для караванинга.
Вторая мировая война значительно повлияла на автомобилестроение, особенно в Европе. Вся промышленность была перепрофилирована на военные нужды. Многие частные предприятия, занимавшиеся производством товаров для автопутешественников, приостановили деятельность или были уничтожены в ходе военных действий. Однако после окончания войны производство автодомов начало постепенно восстанавливаться, и к концу 1940-х годов снова появились первые дома на колесах.
История компании «Westfalia» восходит к 1844 году, когда Иоганн Бернард Кнобель открыл ремесленную мастерскую в Реда-Виденбрюке. В 1922 году название «Westfalia» впервые появилось в коммерческом реестре Германии, ознаменовав начало выпуска коммерческих легковых автомобилей. В 1927 году под этой маркой были выпущены первые грузовые прицепы. В 1931 году Франц Кнобель, брат Иоганна, разработал шаровую сцепную головку и подал заявку на патент. А в 1935 году был построен первый караван «Westfalia», оснащенный четырьмя спальными местами, кухней и багажным отделением. В 1942 году компания получила название «Westfalia-Werke Franz Knobel & Söhne KG», под которым функционировала многие годы. Во время войны, 22 февраля 1945 года, завод был почти полностью разрушен бомбардировками союзников, но уже к концу 1945 года «Westfalia» возобновила свою работу.
В 1950 году, обладая значительным довоенным опытом, компания начала выпуск микроавтобусов «VW Transporter». А в 1951 году появился первый «Westfalia VW Transporter — Camper», созданный по просьбе британского офицера, который заказал «VW Transporter» с установкой мебели для спального, жилого и рабочего пространства. Специалисты «Westfalia» оснастили фургон распашной дверью, диваном-кроватью, раскладным столиком, дополнительной скамьей, шкафом и сервантом. Этот автомобиль оказался настолько успешным, что его стали выпускать серийно. «VW Transporter — Camper» быстро стал автомобилем мечты 1950-х годов, поскольку сочетал универсальность для повседневных поездок и функции мини-отеля на колесах с уютным интерьером.
В 1951 году для «VW Transporter — Camper» была произведена первая приставная палатка с маркизой и спальный комплекс на крышу. Так родился продукт, которому бренд «Westfalia» остается верен и по сей день: автодом на базе городского минивэна.
В 1962 году компания «Westfalia» впервые представила автодом с мебелью из легкого пластика, включая боковой складной стол, шкаф с зеркалом, раскладной стол и багажное отделение. В стандартную комплектацию входили кофр для хранения вещей на крыше и емкость для воды с ручным насосом. Однако на тот момент инновационная подъемная крыша еще не была разработана.
1956 год ознаменовался рождением еще одного крупного игрока на рынке караванинга — бренда «Hymer». Эрвин Хаймер, родившийся 27 июля 1930 года в Бад-Вальдзе, начал свою карьеру в авиастроительной компании «Dornier», где работал над проектом небольшого автомобиля «Delta». Этот опыт позволил ему развить навыки конструктора, прежде чем он присоединился к компании своего отца, которая производила прицепы для тракторов. Однако Эрвин хотел создать что-то новое и собственное. В 1956 году он поручил авиаконструктору Эриху Бахему, который в 1930-х годах проектировал фанерный караван «Aero-Sport», разработать жилой прицеп. В том же году Эрвин Хаймер и Эрих Бахем основали компанию по производству жилых прицепов.
Первый автодом «Hymer» под маркой «Caravano» появился в 1964 году. Он был построен на шасси микроавтобуса «Borgward B 611», который изготавливался вручную. Эрвин Хаймер предпочел эту модель за её потенциал, считая её более перспективной, чем «VW Transporter» с задним расположением двигателя. «Borgward B 611» имел передний привод и полную массу 3500 кг, длину кузова 5,5 метра и ширину почти 2,5 метра. В жилом отсеке были установлены диваны напротив друг друга, кухонный блок в задней части, шкаф для одежды, 60-литровый холодильник и место для хранения газовых баллонов.
К сожалению, жизнь этой перспективной модели оказалась короткой. Было построено всего три единицы, после чего производство пришлось прекратить из-за банкротства компании «Borgward».
Новый эксперимент бренда «Hymer» в создании домов на колесах состоялся спустя десять лет и принес оглушительный успех. В 1971 году началось серийное производство модели «Hymermobil», которая со временем стала синонимом интегрированных автодомов.
Знаковой компанией в истории производства автодомов стала и фирма «Mikafa». Её история началась в 1928 году в Дюссельдорфе, когда была основана компания для строительства легкомоторных самолетов. В 1935 году она переехала в Минден, Вестфалия, и начала производство легковых автомобилей. Во время Второй мировой войны, в 1945 году, завод был захвачен английскими войсками и конфискован в пользу Великобритании.
В 1948 году «Mindener Karosserie und Fahrzeugbau GmbH» была зарегистрирована как новая компания. Логотип «Mikafa» был создан на основе этой аббревиатуры. В 1957 году фирма смогла вернуть конфискованный завод и возобновить производство жилых прицепов под маркой «Mikafa», которое было начато ещё в довоенные годы. Вскоре компании «Mindener Karosserie und Fahrzeugbau» и «Peschke Flugzeug Werkstätten» объединились под маркой «Peschke KG», выпуская небольшие грузовики, трехколесные мотоциклы и микроавтобусы. Логотип «Mikafa», под которым компания заработала известность в производстве жилых прицепов до войны, был сохранён.
Последний караван «Mikafa» был выпущен в 1966 году. Накопленный опыт в строительстве караванов, грузовиков и микроавтобусов послужил основой для создания совершенно нового типа транспортного средства, которое компания назвала «Reisemobil».
В 1961 году компания «Mikafa» начала выпуск автодомов на шасси гамбургской компании «Tempo». Позже использовались шасси автомобилей «Mercedes», «Opel», «Fiat», «Borgward», «Magirus» и других. Дома на колесах «Mikafa» стали известны как высококлассные кемперы благодаря установке двигателей «BMW V8» и 4-цилиндровых моторов «Porsche 356 A», мощностью 75 л.с. и объемом 1,6 литра. Производство автодомов под брендом «Mikafa» продолжалось до конца 1980-х годов, причем все они изготавливались вручную с учетом пожеланий клиентов, делая каждый автомобиль уникальным. Из-за высокой цены, которая оправдывалась высоким качеством и продуманным оснащением, автодома «Mikafa» не имели широкой популярности, но оставили значительный след в истории караванинга.
Конец 1950-х годов ознаменовался новыми идеями в сфере путешествий на автодомах. История итальянской марки «Laika» началась 58 лет назад, когда итальянца Джовамбаттиста Москардини вдохновили первые шаги человечества в освоении космоса. Название бренда и логотип с изображением борзой были выбраны в честь первой собаки, полетевшей в космос, — Лайки. 3 ноября 1957 года дворняга Лайка отправилась на орбиту, где провела шесть месяцев, совершив 2,5 тысячи оборотов вокруг Земли, прежде чем сгореть в атмосфере при возвращении.
В 1964 году был выпущен первый караван «Laika 500», который Москардини назвал инновационным. Он отличался футуристическим дизайном и уникальной особенностью: его верхняя часть могла опускаться во время поездок с помощью телескопического механизма, что обеспечивало лучшую аэродинамику и комфорт при вождении. После успеха этой модели компания выпустила множество других, и в 1974 году открылся первый завод в Италии, что ознаменовало начало промышленного производства техники для караванинга.
Через несколько лет появился первый автодом «Laika» из серии «Motorpolo», положивший начало длинной и успешной линейке домов на колесах. В 1992 году компания выпустила свою культовую линейку автодомов «Ecovip», которая прославилась прочностью и качеством. В 1999 году «Laika» вошла в состав немецкой группы «Hymer», став частью одного из крупнейших игроков на рынке автодомов.
Во Франции самым известным брендом в сфере автодомов является компания «Notin», которая отметила своё 100-летие в 2021 году. Базирующаяся в Паниссьере, Луаре, эта марка на протяжении почти века разрабатывала и изготавливала караваны, а в настоящее время занимается исключительно производством автодомов, воплощающих французское представление о роскоши.
История компании начинается в 1921 году, когда Фрэнсис Нотин начал строить ярмарочные караваны, сначала на лошадиной тяге. В 1928 году он совместно со своим братом Джозефом создал первый жилой автомобиль. В 1933 году по заказу адвоката из Ниццы братья построили свой первый туристический караван. В 1934 году Джозеф Нотин выкупил автомастерскую у своего брата и полностью посвятил себя производству жилых прицепов. Он стал первым производителем караванов, который выставлялся на Парижской ярмарке в 1935 году.
Во время Второй мировой войны производство было приостановлено, но в 1950-х, 60-х и 70-х годах компания «Notin» разработала множество моделей жилых прицепов, длина которых варьировалась от 3 до 7 метров.
В начале 1950-х годов на шасси «Renault — Goélette» началось производство полуинтегрированных автодомов. В 1950 году модель дома на колесах «Notin Passe-Partout» была доступна в трёх модификациях: «Cadet», «Junior» и «Senior». Этот «Renault», весивший 1000 кг, вмещал от двух до шести человек и обеспечивал комфорт, сопоставимый с современными автодомами.
Семидесятые годы XX века внесли значительные коррективы в производство техники для путешествий. Разразившийся нефтяной кризис резко повлиял на индустрию. После успешных 1960-х годов, в период с 1970 по 1973 годы, производство техники для автопутешествий сократилось почти на 27%. Этот кризис затронул всех автопроизводителей, и многие компании вынуждены были искать способы выживания в новых экономических условиях.
Тем не менее, на выставке 1971 года «Essen Caravan Salon» был представлен первый серийный автодом «Hymer». Пресса назвала его «Мечта на колесах». Модель «Hymermobil 550» изготавливалась на шасси грузовика «Mercedes-Benz L 508 D». Несмотря на непростые экономические условия, в период с 1971 по 1972 год было построено и продано 22 единицы, а в общей сложности произведено более 100 штук.
Полностью интегрированный дом на колесах появился в 1974 году, также на базе «Mercedes-Benz», от которого осталось только лобовое стекло. В том же году автодом «Hymer» получил свою отличительную черту — раздвоенное ветровое стекло в спортивном стиле. Длина этих автодомов варьировалась от 5 до 7,5 метров. К 1975 году объем производства составил 237 единиц, а к 1978 году этот показатель превысил 1000 штук.
Еще одним крупным игроком на рынке домов на колесах является бренд «Dethleffs». Компания была основана в 1832 году как «Dethleffs KG». Спустя почти сто лет, Арист Деслеффс, сын тогдашнего владельца, во время длительных командировок не хотел разлучаться со своей женой. В 1931 году он спроектировал первый караван для своей семьи, а через год они отправились в своё первое совместное путешествие. Вскоре Арист сосредоточился на производстве жилых прицепов.
В 1977 году «Dethleffs» выпустила свой первый серийный автодом на шасси «Mercedes-Benz». Однако из-за высокой цены он заинтересовал лишь небольшую группу покупателей. Попытка создать более доступный автодом началась в 1983 году, когда компания стала частью концерна «Hymer». Модели автодомов «Dethleffs Pirat» и «Globetrotter» изначально строились на шасси «Ford Transit» (модель «Pirate F») и «Fiat Ducato» (модель «Pirate D»), что сделало их более доступными для широкой аудитории благодаря низкой стоимости базовых автомобилей.
Со временем к основным шасси добавились такие автомобили, как «Mitsubishi L300», «Volkswagen LT», а в 2004 году — «Renault Master». Однако на протяжении всех лет производства автодомов, шасси «Fiat Ducato» и «IVECO Daily» оставались ключевыми для строительства домов на колесах бренда «Dethleffs».
В отличие от других марок, бренд автодомов «LMC» не имеет столь длинной истории. Первые караваны под этим названием строились в период с 1952 по 1955 годы, а производство автодомов началось лишь в 1978 году под маркой «Karmann» с моделями «Lord» и «Münsterland». В 1981 году компания окончательно получила своё нынешнее название — «Lord Münsterland Caravan GmbH» (LMC), основанное на инициалах успешных серий.
С 1986 года автодома альковного типа стали выпускаться под названием «Liberty». В 1991 году бренд «LMC» был приобретён компанией «Erwin Hymer Group». Однако смена владельца мало повлияла на развитие марки, поскольку «LMC» продолжила функционировать в значительной степени автономно, оставаясь верной своим традициям и ценностям.
В настоящее время бренд «LMC» производит не только караваны, но и полуинтегрированные и полностью интегрированные автодома, продолжая развивать свои ключевые модели.
В 1967 году Харальд Стревски основал компанию «Hobby», и уже в 1968 году были выпущены пять различных моделей караванов. Харольд поставил перед собой амбициозную цель — производить и продавать по одному каравану в день, чего он достиг к концу того же года. К 1970 году, с общим числом сотрудников в 42 человека, компания производила уже шесть караванов ежедневно.
В 1974 году производственные мощности компании полностью сгорели, но уже через год на месте сгоревшей фабрики были построены новые сборочные и швейные цеха, офисный комплекс и склад. В 1984 году под брендом «Hobby» был создан первый прототип автодома «Hobby 600», премьера которого состоялась на «Caravan Salon» в Дюссельдорфе. В том же году было продано 60 единиц, а к 1986 году — почти 800 штук.
В 1994 году на новом базовом шасси «Fiat Ducato» была выпущена обновленная версия ставшего классикой автодома «Hobby 600». Сегодня компания «Hobby» остается семейным бизнесом и продолжает развиваться за счет слияний и приобретений. В 1997 году бренд «Hobby» приобрел компанию «Fendt», что позволило расширить присутствие на рынке.
Бренд «Knaus Tabbert» стал известен благодаря производству высококачественных автодомов. В 1934 году Альфред Табберт основал компанию «Karosseriebau Alfred Tabbert», которая изначально занималась производством бортовых прицепов. Лишь в 1953 году «Tabbert» представила первый жилой караван, который сразу стал бестселлером. В 1970-х годах компания заняла лидерские позиции на рынке караванов, предлагая широкий ассортимент моделей.
В это же время, в 1960 году, архитектор Хельмут Кнаус основал в баварском городке Марктбрайт компанию «Knaus KG», специализировавшуюся на производстве караванов. Через год был выпущен первый караван с красивым названием «Schwalbennest» («Ласточкино гнездо»), который привлек внимание своей компактной и яйцевидной формой. Он быстро стал известен как «самый маленький караван в мире». До 1996 года «Knaus AG» тесно сотрудничала с «Tabbert AG», а в 2001 году произошло окончательное слияние двух компаний, что привело к созданию концерна «Knaus Tabbert AG».
В 2011 году к концерну присоединилась компания «Morelo Reisemobile GmbH», производящая роскошные автодома класса люкс. Сегодня концерн «Knaus Tabbert» владеет брендами «Knaus», «Tabbert», «Weinsberg», «Tab» и «Morelo». При этом «Tabbert» и «Tab» специализируются исключительно на производстве караванов, а «Weinsberg» и «Knaus» выпускают как караваны, так и дома на колесах. «Morelo» же известен своими роскошными автодомами «класса А».
Вернемся к 1970-м годам. В 1971 году в Германии было зарегистрировано всего 701 автодом, но уже к 1973 году это число удвоилось. К 1979 году количество зарегистрированных автодомов выросло до 4750 единиц. Хотя на тот момент автодома по-прежнему относились к верхнему ценовому сегменту, рост отрасли стал очевидным.
Одним из факторов, способствовавших этому росту, стало постановление о кемпингах, изданное в 1974 году. Оно ввело регулирование дефицитных парковочных мест, поскольку автодома занимали больше места, чем легковые автомобили. Долгосрочные стоянки за пределами специально отведённых зон стали запрещены. Это стимулировало развитие кемпинговой индустрии и независимого отдыха, что привлекло к караванингу новых последователей, особенно благодаря популярным видам спорта, таким как мотоспорт, велогонки, серфинг и горные лыжи.
К концу 1980-х годов индустрия автодомов пережила рекордный рост. Стало очевидно, что караванинг сформировался как самостоятельная форма отдыха. Рынок изменился: процесс укрупнения компаний, начавшийся в 1980-х годах, продолжался и в 1990-х, когда компании объединялись, чтобы противостоять возрастающей рыночной конкуренции. К концу 1990-х годов в Германии возникли три крупные группы компаний, занимающиеся производством домов на колесах.
В Европе вводились стандарты, такие как DIN, TÜV, VDE и стандарты электронной безопасности, которые обеспечили высокий уровень качества продукции для производителей караванов и автодомов. Это привело к унификации и стандартизации оборудования, а также к появлению модульных систем, позволивших моделировать внутреннее пространство автодомов. Благодаря этому, автодома и жилые прицепы стали обладать большей уникальностью. Появились дополнительные аксессуары, такие как крепления для велосипедов, мотоциклов, досок для серфинга, а также приставные палатки, маркизы и мебель для кемпинга. К этому моменту в Европейском Союзе практически исчезли любители самостоятельного изготовления автодомов, что свидетельствовало о полной индустриализации рынка.
За «Железным занавесом», в странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — СССР, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Польше, ГДР, Венгрии, Албании и Румынии — развитие автотуризма было сильно ограничено. Из-за строгого пограничного контроля, паспортного режима и подозрительности к частным путешествиям, самостоятельных автопутешественников было мало. Промышленность по производству жилых прицепов и автодомов практически отсутствовала.
Исключением стала Югославия, где началось производство жилых прицепов. В 1965 году вышел первый караван под маркой «Adria», а в 1969 году была зарегистрирована торговая марка «Adriatik». Однако первый автодом под этим брендом появился только через 20 лет. В 1982 году «Adria» начала производство полуинтегрированных автодомов, что стало логичным продолжением развития компании. Два дома на шасси «Renault Master» были представлены на выставке в Белграде в том же году, а в 1984 году был построен третий прототип на базе «Renault Traffic».
В 1985 году компания «Adria» изготовила два автодома на шасси «Fiat Ducato», которые были представлены на выставках в Турине, Париже и Эссене, став основой для серийного производства. Внешний облик автодомов также изменился: угловатые линии уступили место более округлым очертаниям, что улучшило аэродинамические характеристики кузова. На той же выставке был представлен и новый логотип «Adria» с узнаваемой буквой «А». В 1991 году началось производство первого полуинтегрированного автодома с пятью различными планировками. В 1995 году появился первый «Adria VAN», для которого использовалась облегчённая фанера. Сегодня «Adria» считается одним из лучших брендов в Евросоюзе по производству автодомов и жилых прицепов, предлагая отличное соотношение цена-качество.
В 1990-е годы в СССР, а затем и в России, производство автодомов отсутствовало по причине распада Советского Союза и экономической нестабильности. В настоящее время на постсоветском пространстве предпринимаются попытки наладить серийное производство жилых прицепов и автодомов, однако эта отрасль пока не получила должного развития. В Беларуси завод «Купава» производит единичные экземпляры автодомов, в основном под заказ. В России небольшие частные компании, такие как «FamilyCampers», также занимаются производством автодомов и караванов в ограниченных количествах по индивидуальным заказам. Единственным крупным предприятием, выпускающим технику для караванинга, является завод «Автокемпер» в подмосковной Коломне. Ассортимент включает мобильные домики для кемпингов, жилые модули на пикапы и полуинтегрированные автодома.
С 2002 года индустрия автодомов в Европе значительно выросла, несмотря на кратковременные перерывы, связанные с ростом цен на нефть и ужесточением контроля в аэропортах. Все больше людей предпочитают путешествовать и отдыхать в собственных автодомах или жилых прицепах. Караванинг как форма отдыха становится всё более популярным, а производители становятся смелее и инновационнее. Фасады автодомов и караванов эволюционируют, дизайн становится более привлекательным, а пространство в интерьере всё лучше оптимизируется, что способствует росту числа караванеров.
Каждый год в Дюссельдорфе, Германия, проходит выставка «Caravan Salon», где представлено более 2000 автомобилей и жилых прицепов на любой вкус. Эта выставка — идеальное место для тех, кто хочет приобрести современный караван или автодом. Здесь можно найти всё, от компактных цельнометаллических фургонов до роскошных автодомов, напоминающих настоящие лайнеры.
Российская выставка Caravanex, аналогичная немецкой «Caravan Salon», ежегодно проходит в России, начиная с 2011 года. Caravanex — это специализированная выставка караванов и автодомов, где представлены последние новинки в области кемпинга и путешествий. На мероприятии можно увидеть разнообразные модели домов на колесах от российских производителей, аксессуары и оборудование для путешествий, а также получить консультации от экспертов отрасли.